Очень много говорится о том, что для достижения успеха, нужно иметь цель. Но не так много говорят о правильности постановки целей. Цель – это ориентир, который должен указывать путь, словно луч света в темном царстве. Если ваш луч слишком рассеянный, вы не сможете увидеть верный путь, а если слишком узкий – потеряете возможности. Поэтому для определения верности целей, психологи разработали критерий SMART, которому должна отвечать каждая уважающая себя цель.

как поставить цель, цель, целеполагание, смарт цель, smart цель, критерии smart

Что такое SMART цель?

Начнем с названия. Почему именно SMART? А все дело в том, что следуя этой концепции, мы должны сделать цель:

  • Specific (конкретной)
  • Measurable (измеримой)
  • Attainable (достижимой)
  • Relevant (уместной)
  • Time-bound (ограниченность во времени)

Из первых букв слов и собирается название SMART. Теперь рассмотрим на конкретных примерах – как же составить SMART-цель.

Первый критерий: конкретность

Конкретность позволяет вам разобраться в том, чего именно вы хотите. Мы уже разбирали недавно, что «научиться рисовать» - это весьма размытая цель, которая не может считаться целью вовсе. Точно также как «увеличить продажи» или «поехать в путешествие». Вы должны четко понимать, что вы хотите. Научиться рисовать так же, как любимый художник? Увеличить продажи в два раза? Съездить в Париж? Выбирайте четко.

Второй критерий: измеримость

Здесь впору вспомнить рекламу, в которой настырный продавец задавал очень четкий и понятный вопрос: «Сколько вешать в граммах?». Вам нужно определиться – в каких граммах вы будете измерять, насколько вы достигли цели? Причем если вы хотите много путешествовать, тут можно выделить количество поездок. Например, посетить 10 разных стран в течение года. Ну а если вы учитесь рисовать, значит, вам нужен эталонный показатель – например, рисунок соседа, который вы сможете на 100% повторить и посчитаете цель достигнутой.

Третий критерий: достижимость

Данный критерий определяет, насколько реально для вас достигнуть поставленной цели. Хотите построить ракету за три дня? Не выйдет. И вы это понимаете. Не нужно ставить такой цели. Вы должны выбирать цели, которые вы можете достигнуть, потому что у вас есть необходимые знания и ресурсы. Относитесь серьезно к этому критерию, так как каждый проигрыш незаметно влияет на вас, превращая вас в итоге в неудачника! Сразу определите действия или ресурсы, которые вам потребуются, и, если их нет, сначала задайтесь целью их получить.

Четвертый критерий: уместность

Этот критерий чем-то перекликается с предыдущим критерием, однако лишь перекликается. Когда вы работаете с целью, вам важно проверить, действительно ли действия, которые вы собираетесь предпринять, приведут к результату, который вы хотите получить. Здесь же можно задаться вопросам, нет ли варианта поведения лучше, чем вы избрали сейчас? Возможно, вам стоит пересмотреть цель и средства её достижения, если вы не достаточно уверены.

Пятый критерий: ограниченность во времени

Чем четче вы установите себе срок исполнения цели, тем больше шанс, что вы выполните все, что нужно.

Цели SMART удобны и интересны, но обратите внимание, что они уместны далеко не всегда. Если вы чувствуете, что планирование превращается в бессмысленную попытку засунуть нужную идею в рамки SMART, попробуйте воспользоваться другой технологией постановки цели.